Когда речевое развитие ребенка возрастным нормам не соответствует, или у него отсутствует самостоятельная активная речь, врачи говорят о задержке речевого развития. Такой диагноз ставится детям, возраст которых не превышает четырех лет. Когда проблема с речью не исчезает в будущем, используется совсем другой термин «общее недоразвитие речи первого, второго и третьего уровня».

Всему свое время

Когда врачи ставят подобный диагноз ребенку, некоторые родители реагирует абсолютно спокойно, думая, что все это пустяки и ребенок заговорит, когда придет время. В исключительных случаях так и происходит, однако в 90% случаях все совсем наоборот. Другие родители пытаются доказать, что речь их ребенка замечательна и разговаривает он не по своему возрасту хорошо, а все поставленные диагнозы – просто наговоры. Поэтому и игнорируют все советы и рекомендации специалистов. Однако, проходят годы, приходит время идти в школу, и родители с ужасом обнаруживают, что их чадо плохо разговаривает – искажает звуки, не выговаривает слова, словарный запас очень мал, ребенок не в состоянии связать двух слов. Все ли будет в порядке у него с успеваемостью в школе? Ответ очевиден. Большинство родителей начинают ломать себе голову над тем, что же делать, как поступить: либо оформлять ребенка с специализированную школу, куда ходят дети, имеющие тяжелые нарушения речи, или коррекционную школу, либо нанять репетитора в лице учителя начальных классов или логопеда.

Присматриваемся и прислушиваемся к малышу

Чтобы избежать подобных проблем в будущем, стоит прислушаться к следующим советам:

  1. Самолюбие – вещь необходимая, но она недопустима в отношении ребенка. Не стоит стыдится, если вашему ребенку ставят такой диагноз;
  2. Необходимо выслушать все рекомендации и заняться исправлением разговорной речи малыша;
  3. Любую проблему можно решить, и способы их решения зависят от самих родителей.

Ниже приведены характерные признаки, которые должны насторожить родителей. Именно они являются основой дальнейших проблем с развитием речи.

Возраст 0-3 месяца:

  • отсутствие реакции на разные звуки (голос, погремушки, звонок);
  • отсутствие реакции на источник звука, отсутствует «комплекс оживления» (энергичные подергивания ножками и ручками), когда с ним играет или разговаривает кто-то из родных;
  • отсутствуют звуки, характерные для малышей (агуканье).

Возраст 4-7 месяцев:

  • реакция на звуки по-прежнему отсутствует;
  • не хочет привлекать внимание взрослого голосом;
  • отсутствует интерес к звучащим игрушкам, отказывается играться с погремушками;
  • не лепечет, не гулит;
  • громкий плач – это единственная голосовая реакция.

Возраст 8-12 месяцев:

  • реакция на звуки неохотная и вялая;
  • не понимает речи, обращенной к нему;
  • отказывается показывать, где у него находится ротик, носик, ушки;
  • отсутствует реакция на собственное имя, когда зовут члена семьи, не поворачивает в его сторону голову;
  • не хочет повторять самые простые слова или слоги за взрослым, например, «па-па», «ма-ма», «дай!»;
  • не хочет играть в «ладушки»;
  • отказывается проявлять радость, когда близкие с ним играют, или обращаются к нему.

Возраст 1-2 годика:

  • не может дать однозначные ответы на вопросы, типа «нет» или «да»;
  • в речи малыша присутствуют только аморфные слова, типа «ням», «гу», «биби»;
  • на картинках не может показать знакомых животных, персонажей, овощи, фрукты и прочее.

Возраст 2-3 годика:

  • на речевой контакт с близкими и тем более со знакомыми идеи неохотно;
  • не понимает, где низ или верх, зад или перед;
  • во время активной речи использует только аморфные слова;
  • не может воспроизвести звукоподражания (мяу, иго-го, ко-ко и прочее);
  • не понимает речь, обращенную к нему, не знает или путает главные цвета;
  • не может выполнить многоступенчатую инструкцию поэтапно, например, «Возьми чашечку и подай ее бабушке».

Возраст 3-4 года:

  • может произнести только несколько согласных или гласных звуков [б], [т], [д], [а], а остальные звуки произносит неправильно или пропускает;
  • простую фразу чаще всего строит без учета личных, падежных окончаний, например, «моя папа», «дай кукла» и прочие;
  • не употребляет предлоги, или произносит только гласную: «Мати а дее» (Мальчик за деревом), «Дём а уи» (Идём на улицу) и прочие;
  • обращенную речь понимать начинает только в этом возрастном промежутке;
  • не знает главные цвета или путает их;
  • отдельные предметы на картинкам начинает показывать только сейчас;
  • не может пересказать самую простую сказку.

Примерно такие признаки могут появиться, когда ребенок страдает задержкой речевого развития, независимо от возрастного периода.

С подобными проблема детей необходимо показываться в специальный центр для предоставления квалифицированной помощи «Ра-Курс».