Сегодня ученые так и не смогли дать точного определения понятию «расстройство поведения». Чтобы оценить поведение ребенка, необходимо учитывать три фактора: ситуацию, возраст и то, как родители непосредственно относятся к его поведению.
- Возраст ребенка
Когда двухлетний ребенок не хочет ни с кем делиться своим печеньем, то принято считать, что он не страдает расстройством. Однако, когда ребенок в возрасте десяти лет не желает делиться ни с кем, то подобное поведение можно считать, как расстройство.
- Ситуация
Частота повторений того или иного поведения, а также связь его с возникновением определенных ситуаций дает возможность понять, можно ли такое поведение назвать отклонением. К пример, ребенок школьного возраста не хочет делиться с другими детьми своим печеньем, и можно предположить, что он страдает расстройством. Однако, если он не делиться печеньем только потому, что у остальных детей оно уже есть, такое поведение нельзя называть расстройством.
- Нормы поведения и система ценностей
Чаще всего детей ненормальными называют их родители. К примеру, одни родители считают поведение ребенка недопустимым и осуждают его, если он при помощи агрессии стремиться завоевать авторитет, а вот другие наоборот – даже поощряют подобное поведение своих детей, считая его правильным.
Почему возникает расстройство поведения?
Расстройство поведения может возникать по причинам:
- Завышенные требования родителей;
- Чрезмерная нагрузка;
- Различные жизненные трудности;
- Ревность по отношению к братьям или сестрам;
- Смена школы или места жительства, что вызывает у ребенка чувство незащищенности.
Вызывающее поведение также можно отнести к расстройству. Нарушение поведения может возникнуть у каждого ребенка, независимо от характера и темперамента: как у эмоционального и активного, так и у робкого и спокойного. Зачастую основной скрытой причиной вызывающего поведения у детей является их стремление привлечь внимание окружающих к себе. Если ребенок ведет себя хорошо, то зачастую на него мало обращают внимания, и только их необычное поведение, к примеру, чрезмерная агрессия, привлекает внимание взрослых.
Большинство психологов рекомендуют не обращать внимание на подобное поведение детей, так как в этом случае оно исчезнет со временем. Если расстройство редкоt, такую тактику можно использовать. Например, в приступе злости, ребенок начинает громко кричать, грубит и не реагирует на замечания взрослых. Но без внимания нельзя оставлять такое поведение, из-за которого страдают другие дети.
Как в таком случае нужно себя вести?
Сегодня многих родителей волнует вопрос: «Стоит ли наказывать ребенка за вызывающее поведение?». Поскольку таким поведением ребенок хочет показать недостаток внимания со стороны взрослых, а наказание тоже считается проявлением внимания. Поэтому у него может возникнуть представление, что вызывающее поведение – это способ привлечь к себе внимание окружающих. В этом случае образуется очень трудная ситуации для взрослых и детей, и ее крайне трудно разрешить. Например, когда ребенок подвергается физическому наказанию за то, что ударил младшего, он начнет думать, что сильный всегда обижает слабого. Именно поэтому физическое наказание трудно отнести к правильным способам воспитания и чаще всего не дает нужного результата. Необходимо прежде всего понять причины таких расстройств в поведении и использовать иные способы воспитания.
Если ребенок страдает расстройством поведения, то его необходимо показать квалифицированному психологу или психиатру.