Дети в возрасте трех лет проявляют агрессию и часто капризничают (они бьют маму, воспитателя в детском саду, детей в своей группе, бросают игрушки, машут руками и ногами). Таким поведение может проявляться кризис, неправильное родительское воспитание или психофизическое состояние ребенка. Но в каждой ситуации ребенок не виноват.

Если ребенок начал капризничать или проявляет агрессию, то взрослые должны приложить усилия, чтобы ребенок отвлекся - занять его различными играми. На прогулках необходимо играть в шумные игры, нельзя ограничивать двигательную активность ребенка. Если ограничивать ребенка и не разрешать ему двигаться, шуметь в том месте, где можно это сделать, то нереализованная потребность ребенка дома и в детском саду может проявиться в агрессивном состоянии.

Как известно, дети в агрессивном состоянии не способны выразить свои чувства, они начинают их подавлять, загонять внутрь, не хотят понять. Зачастую дети смотрят на взрослых и на подсознательном уровне начинают копировать их поведение. Взрослые должны научить ребенка не перекладывать свою вину на других. Для этого необходимо при обращении к ребенку начинать разговор не с местоимения «ты» и не обвинять, например: «Ты почему не убрал игрушки?». Начинайте разговор с ребенком с местоимения «Я» и описывайте собственные чувства, например: «Я расстраиваюсь, когда ты разбрасываешь свои игрушки».

Поэтому, когда мы сами разговариваем мягко, то мы сможем и ребенка научить выражать свои мысли и чувства. Может случиться так, что агрессия может проявиться у вас на глазах, например, ребенок замахивает руку, в которой находится тяжелый предмет, и готовится ударить товарища. Конечно, вы не будете ждать, когда ребенок начнет проводить примирение, способами, которые вы ему ранее рассказывали. В такой ситуации необходимо отреагировать мгновенно.

В ваших силах предотвратить вспышку гнева, достаточно остановить руку, которой ребенок наносит удар. Удержать за плечи. Этим вы остановите ребенка. При этом необходимо твердо, но не громко сказать «Нет» или «Нельзя». Основной задачей взрослого в такой ситуации сдержать свой собственный гнев, не хватайте грубо ребенка и не причиняйте ему физическую боль. В противном случае вспышка не будет погашена, а наоборот еще больше разозлит ребенка.

Большинство родителей, чтобы отвлечь ребенка от назревающей драки начинают отвлекать ребенка различными предметами или неожиданными действиями. Иногда случается так, что проблему может решить сказанная взрослым шутка, которая способна разрядить накалившуюся обстановку. Если взрослые заметили, что игрушка стала предметом постоянных ссор и драк между детками, то данную игрушку необходимо спрятать до того, как возникнет конфликт или в тот момент, когда конфликт уже состоялся.

Кажется, если взрослый успеет вовремя убрать предмет, который приводит к конфликту, то проблема будет исчерпана. Далее последует совет для предотвращения агрессии можно использовать только в тех случаях, когда предыдущие варианты не помогают. Чтобы не убирать игрушку и не уговаривать ребенка можно просто взять его на руки и увести его из очага конфликта.

Затем отвлеките внимание ребенка, для этого подойдите с ним к окну, дайте другую игрушку, возьмите интересную книжку. Причиной появления агрессивного состояния, может быть ситуация в семье. Если в семье постоянные разногласия по вопросам воспитания ребенка или существуют другие семейные проблемы, в семье постоянные споры и ссоры. Все это может привести к раздражительности и вспыльчивости ребенка. Если один из родителей, а может и оба показывают постоянно нерешительность, например, покупать или не покупать игрушку, которую требует ребенок, давать или не давать конфету перед обедом, разрешать или не разрешать ребенку смотреть вечером телевизор и т.д., то ребенок, получив желаемое в порыве агрессии, которая касается родителей, будет в будущем манипулировать ими, чтобы добиться своей цели.

Тот же эффект ждет родителей, если они не соблюдают последовательность при воспитании ребенка, то есть сегодня что-то запрещают, а завтра разрешают и наоборот, а также если один родитель разрешает, а второй запрещает. Если в семье несколько детей, то здесь тоже необходимо гармонично подходит к взаимоотношениям, как к старшему ребенку, так и к младшему. Если старший ребенок ведет себя агрессивно, это легко усвоит младший.      

Еще один момент, когда младший ребенок наблюдает ситуацию, в которой старшего ребенка не наказывают за грубость и истерики, то для него это станет нормой поведения и будет вести себя точно так же. Зачастую родители, у которых двое или больше детей, в случае их вины, стараются наказывать их одинаково со следующими объяснениями: «я не желаю разбираться, кто виноват, поэтому разбирайтесь самостоятельно. А пока наказаны все». Но на практике все выглядит по-другому и такая уравниловка не дает положительного результата.

В большинстве случаев, старшие дети, вместо того чтобы прислушаться к рекомендациям родителей и обдумать свое поведение, начинают выяснять отношения, драться, толкаться и плакать, что еще больше начинает бесить родителей. В такой ситуации ребенок всегда будет испытывать чувство несправедливости. И в дальнейшем такие ситуации могут повториться. Дети с агрессивным поведением могут попасть в замкнутый круг, так как основной причиной данной проблемы является нехватка внимания и непонимание со стороны взрослых.

При таком агрессивном поведении ребенок отталкивает от себя окружающих. В свою очередь неприязнь со стороны окружающих еще больше подталкивает к протестному поведению ребенка. Гнев и страх ребенка возникает при враждебном настрое окружающих, а не при возникновении внутренних трудностей. В реальности агрессивное поведение ребенка - это ничто иное как попытка маленького человечка достучаться к взрослым. Ведь прежде, чем показать агрессию ребенок пытается выразить свои потребности в более мягкой форме, но мы не всегда замечаем это, не слышим и не понимаем. Если вы решили наказать ребенка, то это необходимо делать не просто так, а после проступка.

Например, если ребенок разбил тарелку, и ему сказали, что вечером папа придет с работы с ним поговорит, то вечером, когда его начнут ругать, он ничего не поймет, так как не сможет сопоставить два этих события. Ко всему прочему наказывать необходимо исходя из проступка. Например, ни в коем случае не стоит одинаково наказывать, если ребенок испортил книжку или начал драку. И помните, наказание не должно унижать, так как возникший гнев, ненависть к взрослому перекроет все остальное, и ребенок даже не вспомнит, за что его наказывают, так как ребенок будет испытывать ужасное чувство обиды. В наказании не должно быть угроз, тем более тех, которые нельзя выполнить, так как это может привести к тому, что ребенок начнет вами манипулировать и мстить. Наказание необходимо проводить последовательно. Такая последовательность должна прослеживаться, и со стороны одного из родителей, так и со стороны других членов семьи. Так, например, дедушка разрешает ребенку пользоваться его инструментами, а папа запрещает брать его молоток, то ребенок в такой ситуации просто не будет знать, как ему поступить. Ребенок будет ощущать угрозу со стороны взрослых, ребенок станет тревожным, а в будущем появиться способность приспосабливаться к противоречиям и к двуличию. Ни в кое случае нельзя применять наказание вместе с поощрением. Если вы наказали ребенка, не стоит давать ему сразу же вознаграждение.

Для справки: если наказывать за проявление агрессии, то это может привести только к ее усилению. Возможно, после наказания ребенок перестанет устраивать драки во дворе или портить вещи, но это будет просто агрессия, которую загнали  и не дают вырваться наружу, что в последствие приведет к сильному всплеску, но уже не в драке, а придумывании обидных прозвищ для сверстников. Агрессия также может проявиться по отношению к себе, то есть появляется желание сделать больно самому себе.

Исходя из выше сказанного видно, что наказание за агрессию приводит только к ее усилению. Проявление эмоционального напряжения – это естественная особенность групповой динамики. В случае активной выработки групповой энергии, при незначительном ее расходе, то она перерастает в напряжение. Агрессивности можно избежать, если участники группы будут действовать более активно, чтобы увеличить их пространство и число контактов.

Для выявления уровня агрессии, чтобы в дальнейшем провести коррекцию, необходимо провести обследование ребенка.

Не затягивайте визит к специалисту, так как агрессия к окружающим может прогрессировать в такой степени, что может привести к суициду. Специалисты медицинского центра помогут разобраться в причинах и скорректировать поведение ребенка.